Маршрутами российских первопроходцев:
образно-географическая карта Урала
в путевых отчетах ученых и писателей
XVIII - начала XX вв.
(грант РГНФ №15-14-59004 а(р)

4. Д.Н.Мамин-Сибиряк. Сплав по Чусовой

Ранним утром 23 апреля 1883 года Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, чуть миновала короткая белая ночь, распахнул окно комнаты, и перед ним открылась речная панорама чусовской пристани Каменка.

Каменка жила напряженной жизнью в ожидании того момента, когда река вскроется, начнется паводок, и тысячи барок с миллионами пудов железа и меди пустятся по высокой воде к низовьям. Мамин приехал в Каменку как раз за тем, чтобы примкнуть к одному из «железных караванов», доставлявших продукцию уральских заводов в Пермь, откуда шла она дальше, в центральную Россию.

Мамин-Сибиряк ходил по реке в те времена, когда экономика Чусовой уже была на закате в виду строительства уральской железной дороги. Тем дороже его живые свидетельства. Для начинающего писателя это был захватывающе интересный опыт – пройти с бурлаками на груженой металлом барке по бурной реке между скалистых берегов Чусовой. Он знал, конечно, что ему предстоит не прогулка, а рискованный маршрут: каждую весну на чусовском сплаве разбивались десятки барок. Но писательская жажда впечатлений, желание проверить себя превозмогли. С ватагой бурлаков и лучшим чусовским сплавщиком Савоськой Мамин-Сибиряк прошел по весенней реке от Каменки до Перми.

Этот сплав он описал в одном из лучших своих очерков «Бойцы». Мамин открыл русскому читателю своеобразную, полную дикой поэзии жизнь Чусовой, сыгравшей уникальную роль в истории нашей страны.

Пройдем же по реке вместе с писателем, начиная с момента, когда его барка из Каменского пруда вышла на стрежень бушующей Чусовой.

продолжить >>>